- Разработать собственную платформу для сервиса «ОМК_Аукционы» с гибкой архитектурой сервиса, автоматизированным процессом проведения торгов и определения победителей, а также системами анонсирования и уведомления клиентов.
- Создать сервис «ОМК_Личный кабинет», который обеспечил бы клиентам ОМК в режиме 24/7:
- Управление личным кабинетом и данными: возможность регистрации, авторизации, управления данными по организациям и пользователям.
- Доступ к финансовой информации: остаток кредитного лимита, сумма для оплаты, сумма просроченной дебиторской задолженности, данным по договорам, счетам-фактурам, отсрочкам и т.д.
- Онлайн-доступ: к сертификатам выпускаемой продукции и отгрузочной документации; базовой информации по заказам и спецификациям; к плановым срокам производства; к запросам и интерактивному обучению.
Сервис «ОМК_Аукционы» позволил увеличить маржинальность продаж: цена продукции увеличивается в среднем до 10-15% от первоначальной стоимости благодаря тому, что участники аукционов имеют возможность устанавливать ее самостоятельно.
На данный момент сервис «ОМК_Аукционы» посетило 2 500 пользователей – представителей юридических лиц.Постоянных посетителей-участников торгов порядка – 30-35 юридических лиц.
В среднем каждый аукцион посещают 70 клиентов.
В «ОМК_Личный кабинет» интегрированы данные из SAP ERP по 9 000 организациям – клиентам ОМК. Уже в рамках тестовой версии представители организаций получили доступ к нескольким миллионам отгрузочных документов и оперативному отслеживанию информации о статусах заказов и финансах.
Работа над проектами началась в апреле 2020 года с разработки MVP-версий личного кабинета клиентов и интернет-аукционов. А уже в июне 2020 года на тестовой версии «ОМК_Аукционы» были проведены онлайн-торги с оформлением сделки и поставкой трубной продукции реальным покупателям.
“ОМК_Аукционы”
После демонстрации возможностей MVP-версии «Аукционы» и формирования новых бизнес-требований Заказчика, который оценил тестовую версию сервиса вместе со своими клиентами, участвовавшими в торгах, было принято решение переработать архитектуру сервиса для стабильной работы при больших пользовательских нагрузках.
Основной функционал был использован из ORM Битрикс c расширением под новые бизнес-задачи, а именно:
- Был реализован новый бизнес-подход к покупкам на аукционах через новые форматы ставок:
Открытая форма (Ставка). Клиент играет в открытую и делает ставки на повышение цены. Ставки клиента видны другим участникам, но в обезличенном формате. В рамках торгов по лоту приоритет имеют открытые ставки – они всегда лидируют над ценовыми предложениями.
Закрытая форма (Ценовое предложение). Если клиент не готов участвовать в торгах на повышение стартовой цены, то может сделать свое ценовое предложение по лоту в закрытой форме – ценовое предложение не будет видно другим участникам аукциона. Ценовое предложение доступно только в том случае, если по лоту еще не было сделано открытых ставок, и должно быть строго ниже стартовой цены. Его можно редактировать, отменить или заменить на открытую ставку в любой момент до конца аукциона. Если до завершения аукциона не будет сделано открытых ставок по лоту, клиент сможет выиграть его по своей предложенной цене.
Открытая и закрытая – смешанная форма, в которой участники могут делать и открытые ставки и ценовые предложения.
- Для удобства организаторов аукционов был разработан «Кабинет администратора», в котором можно создавать и редактировать аукционы, загружать и редактировать лоты, просматривать результаты торгов, управлять ставками, выводить список всех аукционов.
- Чтобы обеспечить качественную поддержку пользователей сервиса «ОМК_Аукционы» создан раздел «Помощь» с информацией по работе с сервисом, а также возможностью отправить запрос в интересующую службу.
“ОМК_Личный кабинет”
Параллельно с сервисом «ОМК_Аукционы» была спроектирована и разработана MVP- версия «ОМК_Личный кабинет».
Требования к сервису после тестирования MVP-версии Заказчик сформировал совместно со своими клиентами – ведущими российскими нефтегазовыми компаниями. На основе полученной от них обратной связи появились новые функциональные требования к развитию сервиса:
- Были расширены возможности поиска сертификатов качества и продукции по их номеру и партии.
- Внедрено управление ролевой моделью, заказами, контрактами и учетными записями организаций.
- Произведена интеграция цифровых сервисов ОМК с клиентскими системами, что обеспечило возможность прослеживать путь готовой продукции до потребителя через QR код.
Функциональные возможности цифровых сервисов
Цифровой сервис “ОМК_Личный кабинет” позволяет пользователям:
- Осуществлять мгновенный доступ к основной финансовой информации. История операций, текущая задолженность, данные по кредитным лимитам, заказы требующие внимания, просроченная дебиторская задолженность и график платежей.
- Осуществлять заказ интересующих товаров/услуг, получать доступ к актуальным сведениям о стоимости, следить за ходом выполнения заказа (согласование коммерческих условий, графиков производства, отгрузкой продукции), просматривать историю заказов и спецификаций, осуществлять поиск заказов.
- Оперативно просматривать и скачивать необходимую документацию: закрывающие документы, договора, спецификации и т. д. А также осуществлять поиск и фильтрацию по документам (дата отгрузки, тип доставки, Грузополучатель, дата заявки, код товара и т. д.)
- Отправлять запросы в интересующий отдел или на имя конкретного сотрудника, в том числе ответственного менеджера.
- Получать уведомления в системе, на email и по смс об изменении статуса заказа или заявки.
- Осуществлять доступ к сервису “ОМК_Аукционы”, создавая единое пространство для взаимодействия с разными сервисами компании.
Цифровой сервис “ОМК_Аукционы” позволяет пользователям:
- Просматривать календарь аукционов и принимать в них участие в открытой или закрытой форме.
- Просматривать список лотов и осуществлять поиск.
- Получать рассылки и уведомления о предстоящих торгах, старте или завершении аукциона, об изменении в расписании аукционов.
Высокая безопасность сервисов достигается за счет двойной аутентификации по смс и email, шифрования данных, настройки внутреннего периметра для интеграции с ИТ-инфраструктурой.
Быстрое обучение пользователей при работе с сервисами осуществляется с помощью всплывающих подсказок, интерактивных инструкций и раздела “Помощь” с возможностью отправки запроса, в случае отсутствия необходимой информации.
Технологии, которые были применены
Технологичность проекта позволила обеспечить удобную и бесперебойную работу в едином интерфейсе для 29 тысячи внутренних пользователей и 9 тысяч организаций – клиентов ОМК.
1С Битрикс и Elasticsearch
Сервисы ОМК базируются на ORM 1С Битрикс c подключением Elasticsearch – одной из лучших поисковых систем с масштабируемым нереляционным хранилищем данных с открытым исходным кодом и широким набором функций полнотекстового поиска.
Laravel 7
Высокую скорость и возможность масштабирования и хеширования данных обеспечивает Laravel 7. На нем построена административная панель управления данными по пользователям и организациям, процедура регистрации и авторизации организаций, пользователей.
Интеграция с SAP ERP, ECM-системой «Саперион», CRM, Transporeon.
Для предоставления оперативной информации о стоимости товаров, стоимости доставки, ведения грузополучателей и тарифова также финансовых операциях с поставщиком выполнена синхронизация SAP ERP, ECM-системой «Саперион», CRM, transporeon
High-availability clusters
Кластер представляет собой группу серверов , которые действуют как единая система и обеспечивает непрерывное время бесперебойной работы.
RabbitMQ
Для организации очереди на скачивание документов на сервер из SAP используется RabbitMQ.
Интеграция с системами клиентов
Также была произведена интеграция цифровых сервисов ОМК с клиентскими системами, что обеспечило возможность прослеживать путь готовой продукции до потребителя через QR код.